Главная / Теннис в Краснодаре сегодня / Физподготовка / ДОМАШНЯЯ РАБОТА — Разбираем ошибки родителей

ДОМАШНЯЯ РАБОТА — Разбираем ошибки родителей

Ошибки родителей теннис
Иллюстрация Аркадия Круглова.

Вы уверены, что, проявляя заботу, не мешаете своим детям играть в теннис? Действительно, родители играют важную роль в спортивном прогрессе ребёнка. Наиболее яркими примерами в теннисе являются сестры Уильямс, Мария Шарапова и Мартина Хингис. У этих спортсменов «особые отношения» с родителями. Однако, к сожалению, поведение близких людей часто становится скорее препятствием, чем поддержкой.

Особо заинтересованные родители склонны преувеличивать значимость достижений, труда, настойчивости и активности своих детей. Их ожидания могут быть позитивными в отношении успеха или могут стать источником давления и стресса. Исследования подтверждают, что слишком большие или слишком малые ожидания родителей приводят к снижению интереса у детей. Напротив, средний уровень ожиданий способствует высокому уровню энтузиазма для занятий спортом.

Наталья Верина

Спортивный психолог, национальный тьютор по программе Международной федерации тенниса (ITF) Tennis 10’s, автор методик по психологической подготовке теннисистов Наталья Верина разработала «Памятку для родителей» – список из 18 типичных ошибок, которые следует избегать в воспитании юных спортсменов.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ошибки, которые необходимо исправить

  1. Постоянно присутствовать на тренировках, это провоцирует излишнее давление на ребёнка. Дети отвлекаются, не могут сконцентрироваться на задании.
  2. Вообще не интересоваться успехами и прогрессом ребёнка.
  3. Подрывать авторитет тренера, обсуждать тренера в присутствии ребёнка. ПОСТОЯННОЕ присутствие родителя на тренировке — это тоже подрыв авторитета тренера.
  4. Своими действиями, эмоциями или словами порождать у ребёнка чувство вины, взывать к чувству долга: «Мы столько в тебя вложили, а ты…. «, «Так много с тобой работают, а ты….».
  5. Не понимать, не замечать или сознательно игнорировать проявления неуверенности ребёнка, особенно перед матчами.
  6. Критиковать личность игрока, а не его действия на корте (тренировке). Неправильно: «Как ты ужасно играешь!» Правильно: «Ты классный игрок, но сегодня на приеме было много ошибок. Давай подумаем, как это можно исправить».
  7. Любые формы наказания за поражение в матче.
  8. Сравнивать ребёнка с другими.
  9. Обсуждать игру ребёнка сразу же после окончания матча.
  10. Во время матча активно проявлять эмоции на успехи или неудачи.
  11. Подсказки родителей во время матча лишают ребёнка возможности решить свои проблемы самостоятельно.
  12. Подсказки родителей во время матча лишают ребёнка концентрации.
  13. Присутствие на матче, когда ребёнок не хочет этого. Не всегда ребёнок может сказать об этом, так как боится обидеть маму или папу. Стоит задуматься, что важнее: польза для игрока или личные амбиции.
  14. Напутствия перед матчем с частицей «НЕ». Высказывания «не волнуйся», «не психуй», «не сдавайся» следует исправить на позитивные: «будь спокоен», «борись за каждое очко».
  15. Перегорание игрока. В том, что ребёнок пересидел на стадионе во время турнира, виноваты родители.
  16. Опоздание на матч — ответственность родителей.
  17. Просмотр турнирной «сетки» вперёд.
  18. Обсуждение будущего матча в контексте: «сильный-слабый соперник»; «ты обязательно выиграешь», «выйди и просто поиграй» — это формирует у игрока неуважение к сопернику или к себе.

Данный перечень описывает лишь одну из моделей. Не стоит забывать о том, что существует масса исключений из правил, некоторые из которых приводят к успеху, несмотря на парадоксальность ситуации. Каждые отношения между родителем и ребёнком уникальны, и существует большое количество влияющих на них факторов (возраст и личностные качества игрока и родителя, тип семьи, социальное происхождение).

Подведём итог

Родители играют постоянно изменяющуюся, однако, очень важную роль на всех этапах развития ребёнка на протяжении многих лет.

Tennis family
Фото из открытых источников.

На первых порах родители занимают лидирующие роли — они обеспечивают своих детей возможностью участвовать в спортивной жизни и найти своего первого тренера. На данном этапе родители стимулируют и поддерживают детей в процессе обучения, иногда даже непосредственно участвуют в нем.

Переход в «средний этап» (11-13 лет) характеризуется большой преданностью выбранному виду спорта, как родителей, так и спортсменов. Родители понимают свою роль лидера и стараются найти наиболее опытных тренеров, а также выделяют больше времени и средств на занятия спортом.

На «последних этапах» участие родителей в жизни игрока не настолько велико, поскольку он контролирует процесс принятия решений самостоятельно. Тем не менее, родители продолжают поддерживать своих чад как финансово, при необходимости, так и морально.

Невозможно пропустить ни единого этапа, однако существуют индивидуальные различия в отношении возрастной хронологии (моменты начала и конца каждого из этапов).

Практический совет

Родители стараются делать все лучшее для своих детей, и порой не всегда понимают, что тоже могут совершать «ошибки». Без сомнения, именно родители знают своих детей лучше всех, но не всегда они понимают, как создать оптимальную среду обучения. Им необходима информация и рекомендации. В связи с этим, тренер должен стремиться наладить открытые и честные взаимоотношения с родителями, иначе последние не станут их ни слушать, ни что-то менять в своем поведении.

В материале использованы выдержки из издания ITF «Подготовка юных теннисистов», авторы — Мигель Креспо и Мачар Рейд. За рекомендациями в отношении действий до, во время и после матчей можно обратиться к изданию ITF «Как стать лучшим теннисным родителем», а также к книге ITF «Психология тенниса».